Позитифф

Дайте снега мандаринам!

– Мираж, а куда ты на НГ едешь? – спросил меня Алекс за полторы недели до Нового года.

– В городе торчим, как-то ничего подходящего не образовалось… – обречённо ответил я.

– У меня домик в Трисиле забронирован с лета, есть два места, если хотите – присоединяйтесь!

– предложил Алекс, мгновенно взорвав в моём мозгу суету по подготовке к путешествию.

Сборы

Дата отъезда была назначена на 30 декабря. Вернее – дата отлёта. У Алекса билеты на прямой рейс Санкт- Петербург – Осло были зарезервированы давно, нам же с Миражкой предстояло найти, как и на чём туда попасть в эти же сроки. Через сайт anywayanyday.com были найдены несколько вариантов перелёта, с разницей в несколько тысяч рублей. К сожалению, рейсов без пересадки уже не было, осталось выбрать, как долго ждать пересадки в Риге. Подешевле – 8 часов, подороже – полтора часа. Мы подумали и я решил, что лучше пусть будет чуть дороже, но с плясками в Рижском аэропорту всего полтора часа вместо восьми (как потом оказалось, решение было крайне верным, перелет был ужасно утомительным). И хотя двое суток мы бронировали и перебронировали билеты, ища подходящие варианты, но в итоге всё-равно остановились на этих. Вторым вопросом в наших сборах было резервирование номера в гостинице (домик был зарезервирован со второго числа, поэтому трое суток необходимо было потусить в гостинице, ибо в палатках жить было бы холодно и голодно). Места в Трисил-Кнут отеле, где у Алекса уже был забронирован номер, ещё были. Забронировали и мы двухместную каморочку с выходом на террасу. Проведя инвентаризацию нашего снаряжения было принято решение докупиться всякими крупными и мелкими мелочами. Лыжи решено было с собой не брать, так как взять их в прокат на месте стоило всего на 25 евро дороже, нежели таскаться с ними всю дорогу. Тем более, что у Миражки и лыж своих нет. Но ей нужны были ботинки, так как давно известно, что свои ботинки ближе к телу. Поехали в Кант выбирать. По пути уговаривал ненаглядную в необходимости покупки нам шлемов, на что она очень сильно отнекивалась, брыкалась и сопротивлялась. В Канте нам несказанно повезло с продавцом, очень опытный попался парень, с первого раза принёсший Миражке ботинки, которые сели на её стройные ножки, как влитые. Вторую пару он предложил примерно со следующими словами: Ну можете ещё померить вот эти, но вам в них не будет так удобно, как в тех, в которых Вы сейчас. И это оказалось действительно так, ботинки оказались очень удачными и удобными, ноги в них не болели и не уставали совершенно. Пока Аришка расхаживала в ботинках, приминаясь к ним, я спросил у консультанта по поводу ботинок Atomic Live Fit. Ибо за полтора сезона своего горнолыжного «опыта» я «носил» уже вторые ботинки и всё-равно был не очень ими доволен, слишком широкая у меня стопа. Продавец спросил мой размер ноги и сказал, что как раз есть последняя пара моего размера и жёсткости. Естественно, я тут же согласился их померить. И снимать уже не захотелось. Ноге в них было удобнее, нежели в двух предыдущих парах моих ботинок. Справедливости ради стоит отметить, что в силу особенностей строения моих нижних конечностей, некоторый дискомфорт был у меня и в этих ботинках, но гораздо менее выраженный, нежели во всех предыдущих (в которых после подъёма на бугеле в Туутари мне просто хотелось выстегнуться из ботинок и материть всё и вся). В общем, вместо одной пары ботинок мы затарились двумя. Плюс купили одну каску (мне) и две глыжные маски (у Аришки маски не было, только очень тёмные очки, а моя сильно пропускала ветер). Получили скидочные купоны и через неделю их отоварили, уговорив Миражку на новый шлем , которым она в итоге осталась очень довольна – и безопасно и тепло. Снарядились, так сказать, по полной. Долго думали, брать ли два чемодана и ручную кладь, заплатив за каждый чемодан дополнительных евров (проклятые жадные Айрбалтик), или взять один чемодан, и две ручные клади. Жаба нас заборола, решили глыжную снарягу скидывать в чемодан, а что «перевесит» - в ручную кладь. Кстати замечу, что ручную кладь у нас не взвесили ни разу за все 4 перелёта. Поэтому можно её иногда «перегружать».

Первые впечатления и потрясения

Вылет у нас был в 10 утра, час лететь до Риги, там полтора часа танцев с ручной кладью и поиском халявного вай-фая, потом ещё два часа в самолёте до Осло. Лично я сидел, как дитё пялился в иллюминатор на облака, на море и на далёкую землю внизу, вспоминал прыжки с парашютом… В Осло по нашему времени минус 3 часа, прилетели около половины второго по местному. Алекс должен был прилететь около 4-х часов вечера, мы не знали, ждать его или нет. Решили для начала найти стоянку автобусов на Трисиль. Правда «искать» не пришлось, везде были указатели, все стоянки и направления автобусов подписаны и нарисовано, куда идти. Пришли на «платформу B-18», возле которой стоял автобус с надписью Skiexpress и немалая очередь с лыжами и чемоданами. Аришка глянула расписание, сообщив мне, что следующий автобус через два часа. Решили встать в очередь, не теряя надежды на то, что нам хватит мест. Но прямо перед нами вышел водитель и сказал, что автобус полон. Мы сначала было смирились, но далее он сказал то, что меня после нашей страны просто потрясло. Он сказал – не волнуйтесь, нет проблем. Я позвонил, через десять минут за вами приедет такси, вас всех заберут. За ту же цену, как и за проезд в автобусе. Тут же продал нам билеты (сказав, что если возьмём и обратный билет, то он еще и будет стоить на 25% дешевле). Минут через 15 и правда прикатил новенький миниавтобус Мерседес, загрузив ещё человек 10, не влезших в основной автобус. И мы поехали догонять главный. Следующим моим потрясением было то, что на всех рейсовых остановках водитель «главного» автобуса останавливался, выходил и объяснял стоящим на остановке людям, что его автобус полон, что надо сесть вон туда. Примерно к середине пути и наша «маршрутка» была уже полна. На очередной остановке улыбчивый водитель вышел, сказал своё любимое «донт ворри, ноу проблем», объяснив, что два автобуса уже полные, но сзади нас догоняет вторая маршрутка. Довезли нас до Трисиля с комфортом и почти всеми удобствами, дав в полной мере насладиться волшебными видами из окон нашего буса…

Снег

Улетали мы из Питера в плюс три градуса и полное отсутствие снега в городе и около него. В Риге садились в плюс пять, даже успели полюбоваться зеленеющей травкой на взлётке. Но на веб-камерах Трисиля я чётко видел сугробы и это меня обнадёживало. Вот взлетаем из Риги, пролетаем над Балтийским морем, под нами Швеция – и что я вижу? Да нефига!!! Зелёные и жёлтые квадратики полей где-то далеко внизу. Пролетаем примерную границу с Норвегией, к этим квадратикам прибавляются разве что озёра во льду, но никакого намёка на снег нет вообще. Я тихо паникую, от аэрпорта до Трисиля всего 170 км примерно. А снегом ваще не пахнет… Пахнет авиационным керосином и моей туалетной водой. Пичалько! Едем в маршрутке, 20 километров – снега нету, 50 км – снега нету, 90 км – небольшие наносы снежного пуха на обочинах. И только километров за 50 до Трисиля на обочинах стал появляться снег... А вот въезжали в Трисиль мы уже как в снежную сказку. Сугробы на обочинах, поля в снегу, высокие стройные красавицы ели в снежных шапках. Волшебно и сказочно, глаз не оторвать. Вот тока забыл, кому я пытался его оторвать . Но всё-равно не получилось. Поэтому забудем об этом. При въезде в Трисиль на горизонте были замечены огни освещённых склонов. И сердце затомилось в радостном ожидании, вот уже завтра снова можно будет оттачивать любимый горнолыжный стиль «кубарь» и прокладывать новые жёлто-коричневые трассы.

С прибытием!

Автобус выгрузил нас недалеко от гостиницы, куда мы и направили колёса нашего чемодана, постоянно норовившие увязнуть в столь ожидаемом мною снеге. Перебрались через пешеходный мостик над замёрзшей рекой, полюбовались зданием отеля и ввалились в него, немножко уже подзамёрзшие. Заполнили необходимые для вселении «бумажки», получили ключ и пошли искать наш приют. Комнатка была небольшая, но с большими окнами, холодильником, чайничком, чистая, аккуратная. А вот сама гостиница оказалась пристанищем отдыхающей молодежи, и каждую ночь мы засыпали под отдаленные звуки музыки и крики, а по утрам в коридоре обнаруживали разбросанные куски пиццы и фантики... Кстати, ещё меня восхитило знание английского языка всеми норвежцами, с которыми мы сталкивались. И водители, и продавцы, и прокатчики снаряжения на горе, и все остальные – очень хорошо говорили на английском языке. А мне повезло, что я был с Миражкой. Она так легко со всеми общалась по-англицки, что я сильно завидовал. Хоть я и много слов знаю, но понять, что мне говорят, а, тем паче, сказать самому – я вообще не могу. Ну и ладно, значит есть, к чему стремиться и какие цели ставить. А пока идём в номер разбирать чемоданы. И что-то кушать захотелось, вроде за углом был магазинчик – надо сходить туда.

Цены

Цены на всё в Норвегии аховые. Бензин – 85 рублей за литр, молоко – 120-150 рублей за литр (но вкусное, зараза), мясо – 1500 руб за кг, хлеб тоже порядка 120-150 рублей за буханку. Реально дорогая страна. Хотя и молоко и хлеб были очень вкусными! И это мы внизу затаривались, в магазине на горе в туристцентре цены ещё более дорогие. А вот цены на катание примерно равны нашим. Прокат лыж на 8 дней обошёлся в 4200 рублей, скипасс на 8 дней в 9500 рублей.

Погода

С погодой нам очень повезло. Застали самую разнообразную погоду, от ярко-рыжих, прекрасных восходов и закатов, украшающих снежные шапки на ёлках золотым налётом, до тумана и видимости метров в 20, с мелкой моросью, тут же превращающейся в лёд на маске. Был и сильный ветер, и штиль. Была и метель, за несколько часов сделавшая трассы неудобоваримыми для моего уровня катания (сплошные бугры, высотой сантиметров до 30-40, сменяющиеся твёрдым укатанным снегом). Был и въезд на подъёмнике в золотое облако на вершине горы. Каждый день открывались нам новые фантастические виды природы, преображённой погодными условиями.

Туманище

переменная облачность

Вершина в облаке

Катание

Трассы в Трисиле самые разнообразные, от бледно-зелёных, до весьма и весьма, как бы это политкорректно сказать, афро-труднопроходимых (для меня, во всяком случае). Я бы сказал, что на любой вкус и цвет. Можно лететь по ним, насколько хватает опыта и умения, можно кувыркаться по склону, взмывая фонтаны снега и проверяя свой шлем и череп на прочность, а можно неспешно «плыть», держа любимую за руку. Приключений за 8 дней катания у нас было не мало. И накатались, и накувыркались, и нападались, и со скоростью полетали, и за ручки покатались, и по черной трассе прошлись... Лыжи теряли, синяки набивали, на камеру снимали, новые трассы и техники осваивали, а Аришка еще и на попе по красной трассе съехала на потеху всем окружающим. А я один раз навернулся так через голову на ровном месте, что камера с головы улетела, которую и руками то обычно не сразу отдерешь.
Их действительно очень много, и они очень разные, на все вкусы. Несмотря на то, что мы ездили туда в праздничные дни, и приток русских второго января был немалым, на многих трассах мы часто катались вдвоем. Вот едешь, а вокруг вообще никого. Вот никого и все тут. И там где трассы начинались от подъемников, все равно не было тесно, потому что трасс от каждого подъемника отходило множество, все широкие и все интересные, поэтому вся приезжающие сразу по ним рассасывались. Мы предпочитали кататься по более удаленным трассам, которые проходили через лес, там и виды красивее, и трассы длиннее, и людей меньше. Ну и совершенно сказочные виды со всех этих трасс не забудешь, и не важно, катились ли мы с верхушки горы и смотрели на бесконечные, пестрые, долины, освещённые солнцем, или ехали через лес, укутанный солнцем или туман и густым, пушистым, толстым слоем снега. И елочки все одинаковые, как на подбор, зеленые, густые, высокие, тонкие, настоящие северные ели. Как будто попадаешь в сказку про «Морозко». И даже основным музыкальным мотивом поездки у Аришки стал мотивчик детской песенки « в гостях у сказки», тут же исполненный Миражом в гадком и пошлом варианте. Не малую часть удовольствия от катания составило именно созерцание окружающей природы и наслаждение свежим, морозным воздухом. Почти в каждой «нижней точке» склонов есть домик с туалетом, микроволновкой и столиками, где можно погреться, попить чаю с бутерами из привезённого с собой рюкзачка, либо купить в кафешке горячую сосиску и кофе. Заметили так же, что много норвежцев приезжали на склон на машинах, вешали в этих домиках вещи на крючочки, и уезжали кататься, совершенно спокойные за сохранность своих вещей. Все-таки иной у них совсем менталитет... Мы старались каждое утро приходить к самому открытию подъемников, и народу поменьше, и трассы совершенно свежие, гладкие, плотные, укатанные, летишь так, что только пыль снежная сзади взвивается, ни одного бугорочка, и можно полностью сосредоточиться на езде.

Склоны

Склоны 2

Склоны 3

Горнолыжный сервис

В нашей гостинице было два минуса. 1- далеко от склона, нужно было ждать Скибас, 2- нет вообще никаких сушилок для горнолыжного снаряжения, что весьма странно для гостиницы в горнолыжном курорте. Когда мы в первый вечер попросили провести нас в комнату посушить ботинки, нас отвели в котельную... Впрочем, сушильного шкафа не было даже в домике на самом курорте, была только батарея под вешалкой. И это удивляет. Но порадовало и приятно удивило отношение ребят из лыжного проката. На вопрос – можно ли у них оставить прокатные лыжи на ночь, ибо далеко живём, и не хочется тащить лыжи с собой, показали, куда можно их поставить. А на просьбу высушить ботинки на сервисной сушилке, ввиду отсутствия сушилки в гостинице, так же легко согласились, попросив только вложить в боты бумажку с нашими именами, чтоб не запутаться. Сказали, что как высушат – поставят вон на ту полочку. И с утра мы взяли их, сухие и именно с «вон той полочки». Приятно, честное слово. Ни волокиты, ни уговариваний, ни бюрократии, ни сдирания копеек за услуги, просто взяли и посушили. А когда брали в прокат лыжи, Аришке достаточно было показать свои права, чтобы с них списали имя и фамилию (никаких других данных с прав там не записывали), и никакого залога даже не взяли. А палки так и вообще не учитывают, надо – пожалуйста, приди да возьми, покатался – повесь на место вон в тот уголок... Сервис!

Аришка в прокате лыж

Домик

Домик (вернее – квартирка в 4-х квартирном домике) оказалась маленькая и уютная. Две небольших спаленки и холл-гостиная, камин, полностью оборудованная кухня, плюс туалет-душ и маленькая сауна, в которую втиснутся максимум два человека. Спальных мест было то ли шесть, то ли восемь. Но, по моим ощущениям, больше чем вчетвером, там находиться было бы уже некомфортно. Но при этом всё аккуратно, продумано (кроме сушильного шкафа, роль которого играла вешалка и полочка над батареей). Скромно-спортивный интерьер, я бы так сказал. Главное – там было тепло и был душ и кровати, до которых мы доползали после нескольких часов катания и просто выключались.

Мираж в домике

Новый год

Новый год мы встретили в гостинице и возле неё, скооперировавшись с парой из Москвы и устроив праздничный столик прямо в холле гостиницы. Персонал гостиницы разрешил нам взять попользоваться мангал (при условии не распивать алкоголь в гостинице), сделанный из распиленной вдоль бочки и поставленный на ножки. Мы затарили в магазине угля, спичек и жидкости для розжига и Алекс с Женей сделали нам отличное мяско к столу. Хотя со стороны процесс готовки выглядел весьма забавно. Как будто в зимнюю снежную ночь кучка бомжей греется у бочки с огнём. Но мяско удалось на славу, как и остальные угощения. Попутно любовались праздничным салютом, сверкавшим со всех уголков Трисиля. Хотя самый красивый салют был всё-таки на горе, это было феерическое зрелище. Потом запустили в небо счастливые фонарики с загаданными желаниями, посидели ещё немножко и пошли спать. Чтобы рано утром 1-го января подольше покатать по пустым трассам. Красота да и только! Новый год начался в сказке!

Бомжики

Фонарики

Мяско!!

Салют

Заключение.

Лично нам с Миражкой очень понравился горнолыжный курорт Трисиль, я с удовольствием приеду сюда снова. Скорее всего это будет путешествие на машине, мне кажется этот вариант более дёшев, но ничуть не менее красив и познавателен. Поэтому до новых встреч, Трисиль.